Интервью Николая Старикова газете «Служу Отечеству» 18 ноября 2014 года во Владивостоке
Мне кажется, что ситуация в экономике Сибири и Дальнего Востока в целом напоминает общую ситуацию в экономике России, которая далека от своей идеальной формы, мягко скажем. При этом она помножена на удаленность этих регионов от центра власти, финансовых потоков, которые, нравятся нам это или нет, сосредоточены в Москве. Поэтому, конечно, развитие экономики Сибири и Дальнего Востока нужно уделять отдельное внимание. И саммит АТЭС, который прошел, вложение денег в инфраструктуру Владивостока, новые проекты в сфере углеводородов, которые реализуются на Сахалине – это движения в правильном направлении. Но развиваться должны не только проекты по добыче нефти и газа, должна развиваться вся экономика в целом, потому что все люди не могут получить работу только в одной отрасли.
Что касается «территорий опережающего развития», то я к таким терминам всегда отношусь настороженно, потому что из этого красивого названия не очень понятно, о чем идет речь. Если речь идет о том, чтобы Сибирь и Дальний Восток развивались чуточку быстрее, то, наверное, такой процесс нужно только приветствовать. Но, с другой стороны, было уже много попыток развивать какие-то отдельные территории России и до сих пор, на мой взгляд, никакого особого эффекта это не принесло.
Если же под этим названием подразумевается открытие некой, в скрытой или полускрытой форме, офшорной зоны на территории России, то мне очевидно, что это – вред. Поэтому для того, чтобы оценить тот или иной термин, мы должны понять его суть, а из тех документов, которые сегодня опубликованы, суть и смысл этого термина до сих пор не понятны.- В нашей стране довольно давно и много говорят о необходимости деоффшоризации экономики, но проблема так и не решается. Для Дальнего Востока данная проблема является особо актуальной, поскольку значительная часть добываемых здесь морских биоресурсов отправляется за границу по контрактам с оффшорными фирмами. Как, на Ваш взгляд, можно исправить эту ситуацию?
В свое время, мы с академиком Глазьевым и его коллегами подготовили доклад по «деофшоризации», который опубликовали примерно за год до того, как появились первые документы на эту тему в правительстве. Сегодня мы видим, что появилась программа «деофшоризации», которую озвучил президент, и тут же мы увидели торможение со стороны правительства, которое стало говорить, что то или иное действие осуществить не возможно. С нашей точки зрения, ко всему нужно подходить с простым здравым смыслом. Если на территории Москвы или Владивостока есть офисное здание, которое зарегистрировано на офшорную компанию и поэтому оно не платит никаких налогов, то эта ситуация должна быть изменена. Все равно, где оно зарегистрировано, оно должно платить налоги. Если часть биоресурсов уходит через офшорные юрисдикции на запад, значит здесь вопрос нужно рассматривать шире. Нужно устранить необходимость для наших рыбаков использовать эти схемы. Ну и вообще, в любом процессе, власть должна проявлять твердость. Разговоры о том, что это болезненный процесс, вот сейчас к президенту уже пошли плакальщики, которые говорят: «да, конечно, может быть военно-промышленный комплекс не должен пользоваться офшорами, а вот «дочкам» Аэрофлота, Роснефти и Газпрома удобней находиться в иностранной юрисдикции…» Вы знаете, может быть и удобней, но нужно думать не об удобстве, а об интересах государства. До тех пор, пока наша промышленность находится в чужой юрисдикции, о каком суверенитете может идти речь. Поэтому программа «деофшоризации» должна выполняться даже если это для определенной части нашей экономики покажется сложным и болезненным. Это лекарство для конечного выздоровления экономики. Я просто приведу один пример, который, наверное, уважаемые читатели «Служу Отечеству» не знают. Если посмотреть на бортовые номера самолетов российских авиакомпаний, то мы увидим, что они зарегистрированы на территории иностранных государств и редкая авиакомпания, и самолеты являются исключением в этом. Есть компания «Аэрофлот», государственная компания, при этом вы увидите, что самолеты, возможно часть, мы проверяли некоторые по бортовому номеру, они зарегистрированы в иностранном государстве.
- Сейчас отмечается резкое повышение внимания к Приморскому краю со стороны западных представителей. Во Владивосток состоялись визиты зарубежных господ, которые в разное время побывали в странах, где назревали «цветные» революции. Как Вы полагаете, не является ли столь пристальное внимание к Дальнему Востоку признаком того, что США пытаются «нащупать» болевые точки в этом регионе, чтобы попытаться раскачать внутриполитическую ситуацию? Как этому можно противостоять?
Я надеюсь, что жители Дальнего Востока на меня не обидятся, если я скажу, что пристального внимания именно к ДВ со стороны наших западных партнеров на самом деле не уделяется. Так же иностранные должностные лица приезжают в Екатеринбург, точно так же они выступают в Воронеже. То есть, они ищут те самые болевые точки, о которых вы говорите, по всей территории России и какого-то особенно пристального внимания к Сахалину, Владивостоку иди Сибири они не уделяют. Они как вода пытаются найти маршрут для своего дальнейшего движения и задача патриотических сил России, чтобы патриоты стояли такой стеной, чтобы иностранная «жидкость» на смогла найти никакой дырочки для проникновения на территорию России. Она будет, конечно, искать пути обходные, но для них должно быть одинаково бесперспективно проводить какие-либо мероприятия во Владивостоке или в Москве. В любом случае, конечно, большинство антигосударственных элементов, большинство тех, кто потенциально может участвовать в антиправительственных акциях находится не во Владивостоке, а в Москве. И это традиция всех революций всех переворотов и всех бунтов. Они всегда происходят в столице и никогда не происходят в городах, находящихся от неё вдалеке.
- В последнее время в СМИ и выступлениях разных политиков много говорится о так называемых «пятой» и «шестой» колоннах – явной и скрытой оппозиции, ориентированной на прозападный путь развития России. Насколько, на Ваш взгляд, можно говорить о том, что внутри власти существует оппозиция курсу президента, саботирующая его указания и тем самым дискредитирующая политику Кремля?
Конфигурация власти — это всегда очень деликатная тема, которая в публичной сфере никогда досконально не разбирается. Если вспомните, американские советологи уделяли особое внимание тому, кто на каком месте стоит на мавзолее во время парадов и на основании этого строили какие-то долгоиграющие планы и выводы. Хотя, на самом деле, расстановка на мавзолее и не играла такой важной роли. Если случайно кто-то сдвинулся левее, они из этого делали целую диссертацию и защищали её, чтобы получать добавки к своей заработной плате. На самом деле во власти есть либералы, это не секрет. Примерно значительная часть правительства состоит из либералов, которые приверженцы определенных принципов в экономике и политике. И когда их принципы приходят в противоречие с реальностью, они выбирают принципы. И в этом они коренным образом отличаются от здравомыслящего патриота. В случае, если его принципы начинают вступать в конфликт с реальностью, патриот готов оценить их, переоценить, переосмыслить и каким-то образом скорректировать свою позицию. Потому что во главе позиции патриота всегда интересы Родины, а не какие-то застывшие твердокаменные принципы, что-то вроде: «Пусть весь мир погибнет, но восторжествует этот принцип». Для патриота главное, чтобы жила Россия, чтобы она процветала, чтобы в ней не было потрясений. Так что первая часть, которая противодействует президенту, это либералы в правительстве. Далее, к сожалению, я вынужден констатировать, что не меньшую оппозицию президенту, если не большую, составляет некая часть патриотического спектра. Я их называю «эмопатриотами». Они с таким сладострастием радуются любой неудаче России, не менее чем либералы, потому что с их точки зрения, это как раз доказывает, что власть неправильная, продажная и ещё какая угодно. Такие люди уже раз по десять писали, что Кремль продал Сирию и ни разу не извинились за такую позицию. Но, если вы по 10 раз пишете одно и то же, а Сирия продолжает существовать, и Башар Асад не подозревает, что Кремль уже его «продал» 10 раз, потому что в своей реальной жизни он видит совсем другое, может быть стоит извиниться, может быть как-то скорректировать позицию, нет они будут и в 11-тый и в 12-тый раз это писать. Сейчас к теме Сирии у них добавилась тема Новороссии. Вот, прекрасный повод опять заявить о том, что власть не так поступает. Это вторая группа, которая вольно или не вольно может противодействовать укреплению нашего государства.
И, наконец, третья часть это, казалось бы разумные, патриотичные чиновники, которые испытывают серьезное давление запада. Финансовое, моральное, какое угодно другое. Запад ищет предателей. И здесь уже речь идет, скорей даже не о принципах, а о моральном стержне человека, потому, что в истории всех государств, в том числе и в России было большое число государственных переворотов при любой форме власти, а это значит, какие-то близкие к государю люди ему изменяли. Их либо покупали, либо шантажировали, либо еще что-то происходило, но это неоднократно было в нашей истории и у нас нет никаких оснований считать, что больше никогда такого произойти не может. Поэтому любой правитель любого государства всегда должен иметь ввиду возможность предательства со стороны части элиты. И в этом смысле есть некое соревнование. Выбираются определенные люди, они работают, они двигаются вперед, а противник пытается их перевербовать, склонить на свою сторону. Ну, это вечное соревнование меча и щита, вечное соревнование разведки и контрразведки, вечное соревнование государств, которые пытаются влиять на своих соперников путем перевербовки определенной части элиты. Этот метод, кстати, использовал не к ночи помянутый Борис Березовский, который говорил, что не надо покупать компанию, надо купить её руководителя.
- Как Вы относитесь к таким реформам, как в здравоохранении? Не является-ли они детищем «оппозиции», стремящейся дестабилизировать общество?
Надо внимательно присмотреться к этой реформе, что у меня ещё предстоит, но я хочу сказать, что действия этих «эффективных», в кавычках, менеджеров напоминают одновременно идиотизм и предательство, потому что из-за каких-то непонятных цифр они сокращают по живому важнейший социальный сектор в здравоохранении, что естественно вызывает законное недовольство граждан. Поэтому, дураки они или предатели иногда даже не важно, но такие реформы не должны проводиться, они должны быть остановлены. И вообще, я хочу сказать: хватит реформ. Хватит реформ! Просто, стоп! Нужно объявить мораторий на реформы, дет на 25 на 30. Реформы всем надоели. Пользы от них никакой. Реформа образования, реформа здравоохранения… Реформа за реформой… Жить просто некогда от этих реформ. А если их продолжить, то и негде станет жить. Поэтому, я думаю, что нужно все эти реформы закончить. Если кто-то хочет что-то реформировать, пусть вспомнит, что есть прекрасная поговорка о ремонте: «ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. Вот реформы государства, реформы сферы жизни народа — это тот же самый ремонт. Представляете, какова будет ваша жизнь если вы будете лет 25 подряд ремонтировать свою квартиру и жить все время в ремонтируемом помещении.
- После введения Россией ответных мер на санкции Запада на повестку дня встал вопрос об импортозамещении, особенно в продовольственной сфере. Как Вы полагаете, насколько эффективно идет работа в данном направлении и что, на Ваш взгляд, необходимо бы было сделать?
Я полагаю, что работа в данном направлении может быть нами оценена через год полтора, потому что понятно, что через две недели после введения эмбарго подводить итоги появления новых производителей и замещение импортного продовольствия будет рановато, но я боюсь, что французские сыры будут заменены бразильскими. А мне хотелось бы, чтобы французские сыры были заменены российскими. Такими же качественными и вкусными.
- Каковы истинные причины падения цен на нефть и есть ли этому предел – «точка невозврата», минимальная цена на нефть, которая возможна? Как России пройти через эту ситуацию? Возможен-ли коллапс 80-х?
Цена на нефть очень манипулируемый предмет. Её нынешнее падение обусловлено позицией США и Саудовской Аравии, которые договорились о том, что США увеличивает добычу нефти, а Саудовская Аравия не снижает её добычу, для того, чтобы цена на нефть пошла вниз. Кроме того используются ещё биржевые инструменты для опускания цены. В итоге цена снижается, и думаю, что будет оставаться на этом относительно низком уровне. В 2008 году она была 40$, сейчас 80. Я думаю, что в диапазоне 75-85 долларов за баррель она будет находиться как минимум до 2016 года.
Цена на нефть является с одной стороны «действительным» в кавычках стимулом для снижения курса рубля, а с другой стороны она не является поводом, для того, чтобы ЦБ фактически ввел наш рубль, а вместе с ним и экономику России в «пике». В экономике России не произошло ничего такого, чтобы рубль снизился настолько. При снижении цены на нефть рубль должен снижаться. При нынешней системе это некий постулат. Но никоим образом не на столько, на сколько он снизился сейчас. Убедиться в этом легко. Посмотрите 2008-2009 год, посмотрите какой был курс рубля при цене нефти аналогичной цене на нефть сегодня, и вы увидите разницу.
- Почему большинство депутатов Госдумы России не голосовали по закону о Центральном Банке?
Я думаю, что они просто боятся. Вот это самое главное, и самое обидное, и самое ужасное. Те, кто должен мужественно защищать интересы своих избирателей, своего народа, просто боятся высказать свою позицию. Поэтому мы и развернули компанию, когда рядовые граждане, избиратели задают вопросы тем самым депутатам, спрашивая почему же они отлынивают от выполнения своих прямых служебных обязанностей. Ответ на этот вопрос мы еще в полной мере не получили, но думаю, что у нас еще очень много времени до 2016 года, чтобы выяснить какие депутаты более недостойны находиться в парламенте нашей страны. Чтобы каждый избиратель, придя к избирательным урнам при выборах в парламент мог посмотреть, а это тот самый, который убежал и даже не решился нажать кнопку. Ну, иди занимайся другими делами.
Полная версия интервью опубликована в газете «Служу Отечеству» № 11-2014
Свежие комментарии