Произошедшая на днях попытка турецкого сейнера «Гечицилер Балик Чилик» проверить нервы российских военных моряков «Сметливого» широко обсуждалась в мире.
Однако, практически все обсуждения крутились вокруг самого факта. Широкий спектр мнений от «ничего вообще не было» до «надо было стрелять на поражение» относятся к вероятному столкновению на море и другие аспекты не затрагивают.
Была-ли провокация на самом деле? По заявлению владельца сейнера, ничего не было и никто по нему не стрелял. Но вряд-ли Россия решилась на такой серьезный шаг, как вызов военно-морского атташе Турции в МО РФ, без обоснованных причин и доказательств инцидента. А происшествие гораздо более значимо, чем обычная «досадная случайность».
Во времена «холодной войны» подобные ситуации возникали довольно часто. И практически всегда они были вызваны не сиюминутными желаниями, а довольно долго готовились и имели вполне практичные задачи военного назначения, а не только выделение адреналина у противника и своих. Узнать, что будет делать вероятный противник в той или иной ситуации крайне полезно. В случае начала боевых действий, зная алгоритм принимаемых решений, можно довольно серьезно сократить свои потери и оставлять противника в неведении максимально долго. Кроме этого, подобные провокации позволяют определить военные возможности вероятного противника, выявить средства обнаружения, наблюдения, поражения. Правда и «принимающая» сторона старается всех возможностей своих не показать и балансирует на тонкой грани необходимого реагирования и требований секретности.
Что же мог проверять турецкий сейнер?
Много чего. Естественно, что нам известен только голый факт, без всяких подробностей: двигался в направлении, на сигналы не реагировал, предупредили стрельбой, отвернул и ушел. Подобные провокации сопровождаются таким количеством «ушей», что многим и не снилось. Возможно рядом находились военные корабли НАТО, в небе висели «Аваксы» (авиационный комплекс разведки и управления), а еще выше-многочисленные спутники-шпионы. Например, очень важный факт: запрашивал-ли командир корабля разрешение на открытие огня? Если да, то российские жесткие заявления носят чисто дипломатический характер. Если нет, то российским военным дан карт-бланш на применение оружия в случае угрозы. Значит и корабли, и самолеты готовы ответить огнем, если посчитают нужным. С чисто военной точки зрения, полезно узнать-на каком расстоянии корабль определил сейнер как угрозу и началась боевая тревога. Или команда находится в постоянной боеготовности. Или все решения и действия производились только силой вахты (дежурных). Какое оружие и какие системы были готовы к использованию, шел-ли на помощь другой корабль, вызывалась-ли авиация, есть много вещей, которые можно узнать из такой маленькой провокации. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто политический фактор-готова Россия открывать огонь на поражение или нет.
После инцидента с сейнером, «дипломатическая» и «военная» России заметно ужесточили свою риторику по отношению к Западу. На специальном брифинге для иностранных военных атташе выступил начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Герасимов. Он говорил не только о «явно недружественной активности НАТО у российских границ», о развертывании ПРО, но и об использовании Западом «экономических, политических и информационных инструментов, протестного потенциала населения, радикальных, экстремистских организаций и частных военных компаний». Относительно событий в Сирии и на Ближнем Востоке вообще, слова Герасимова можно уместить в одну строчку: «Били, бьем и будем бить все сильнее!». Вкупе с открытыми к публичному доступу Итогами деятельности Минобороны России, слова его выглядят очень весомо. Стоит обратить внимание и на то, что недавно озвучил замглавы российского МИДа Гатилов. Россия считает необходимым более активно бороться с ИГИЛ и связанными с ним группировками на территории Ливии. Одновременно было заявлено, что ливийские власти попросили помощи в создании армии, полиции и охране границ. На 16 декабря назначено создание ливийского правительства национального единства. Можно с большой долей вероятности предположить, что все противники этого правительства будут объявлены «связанными с ИГ группировками» и безжалостно уничтожаться. Любопытно, что с инициативой помощи в создании «правительства единства» изначально выступала Великобритания. Как сейчас поведут себя англичане, после таких заявлений, неясно. Ведь подумать, на кого будут ориентироваться ливийцы после российской помощи в создании армии и силовых структур, совсем несложно.
Таким образом, на Ближнем Востоке складывается целый блок пророссийских государств. Сирия, Иран, Ливия, а учитывая «Хезболлу» еще и Ливан. Довольно серьезный «инструмент» для влияния на любую ситуацию в регионе. На данный момент, главной задачей этого блока является победа в Сирии и деятельное участие в ней. Так что давление на ИГИЛ будет только нарастать. Еще одним вероятным союзником видится Ирак. Твердые заявления России о незаконности турецкого вторжения и требования вывести войска, говорит о ее поддержке государства из российского варианта антиигиловской коалиции. Насколько иракцы окажутся благодарными неизвестно, но пока они активно двигаются отнюдь не на Запад. Тем более, что Турция явно озаботилась «озабоченностью России» и своих военных начинает тихо убирать. Вполне возможно, что турецкому военному атташе прозрачно намекнули на просьбу Ирака «немного побороться с ИГИЛ» и на его территории. Плотно отбомбить те районы, где «по заявлению Турции турецких солдат в Ираке нет».
Нужно учитывать и меняющиеся расклады политических сил в Европе. Какие бы бравурные слова не звучали из-за границы, европейцы все меньше откликаются на антироссийскую риторику. Все больше появляется разногласий, а во Франции вообще набирают силу «друзья Путина». Республиканцы Саркози и «Национальный фронт» Мари Ле Пен собирают все больше голосов. Германия, под давлением общественности и оппозиции, вынуждена заявить, что никакого расширения участия в борьбе германских военных с ИГИЛ не будет. Все больше стран высказывают недовольство антироссийскими санкциями и «странной экономической политикой». Все чаще звучат сообщения, что ЕС больше наносит ущерб себе, выполняя американские указания. Балканские страны, которые внезапно оказались очень подходящими для вступления в НАТО и ЕС, грозят полыхнуть пророссийскими бунтами населения. Слишком многие там помнят о натовских бомбежках в 90-х и молча терпеть такой позор не собираются. Политика Запада привела к тому, что вокруг России начали консолидироваться силы, которых категорически не устраивает американская программа всеобщей «демократизации» и тотального подчинения Вашингтону. Именно это, а не иллюзорный «хитрый план Путина» способствует росту политического авторитета и влияния России. Российская власть лишь умело использует ошибки и промахи противника, выгодно отличаясь честностью и последовательностью в международных отношениях. Фактически, Путин вполне достоин прозвища «Владимир Калита», как собиратель союзников России по всему миру. Тем более, что его антизападная политика поддерживается большинством россиян (ВЦИОМ). Естественно, что Запад и его военная составляющая-НАТО, оставить усиление российских позиций без внимания не могут. Так что нужно ждать новых провокаций, «демократических решений», «шокирующей информации» и прочих элементов ведущейся войны с Россией. Другой вопрос, а хватит-ли у Запада сил победить, остается открытым. Поживем-увидим…
источник
Свежие комментарии