Крупнейшую поисковую систему Google обвинили в предвзятости и манипулировании мнением американского электората в пользу Хиллари Клинтон, претендующей на место президента США. При этом автор нашумевшего разоблачения Роберт Эпштейн является сторонником экс-госсекретаря, что вызывает безусловное доверие к расследованию. Как ученый, посвятивший не один год изучению проблемы, Эпштейн не может молчать о чудовищном по масштабам и бесконтрольности влиянии поисковика на предпочтения избирателей. Это тот случай, когда «Платон мне друг, но истина дороже».
Новый контроль сознания
Ведущий психолог Американского института поведенческих исследований и технологий, автор 15 книг и экс-главред журнала Psychology Today Роберт Эпштейн, рассказал, когда он понял, что у Google есть возможность влиять на результаты выборов, а именно — на то, как распределяются голоса:
«Кухню» поисковой системы Эпштейн описал в своей книге со зловещим названием «Новый контроль сознания». Отметив, что благодаря огромной популярности и высокой посещаемости Google «стал вратами практически ко всем знаниям», автор исследования выяснил, что на 10 пунктов, размещённых на первой странице результатов поиска, приходится более 90% кликов. За границами внимания пользователей остаются тысячи страниц выдачи. При этом далеко не факт, что они не содержат другую, более полезную информацию, чем та, что размещена в топ-десятке.
Не случайно компании ежегодно тратят миллиарды долларов, лишь бы обмануть поисковый алгоритм Google, отбирающий и ранжирующий страницы, и подняться на несколько пунктов вверх. Таким образом они борются за предпочтения потребителей, которые позволят им «отбить» все затраты на попадание в топ поисковой системы.
Политические предпочтения, по сути своей, мало чем отличаются от потребительских. Сотрудники Американского института поведенческих исследований и технологий решили проверить, могут ли верхние результаты в поисковой выдаче повлиять на результаты выборов. Изначально исследователи предполагали, что предпочтения двух «предвзятых» групп, то есть получающих благосклонную к одному из кандидатов выдачу, изменятся на 2-3% в пользу расхваливаемого кандидата. И были ошеломлены полученным результатом:
Сдвиг предпочтений психологи назвали манипуляционным эффектом поисковой системы, или SEME (Search Engine Manipulation Effect), и перепроверили себя несколько раз. Результаты неизменно сходились.
Теперь возникает вопрос: может ли Google включать в топ-десятку предвзятую поисковую выдачу? Теоретически — без проблем. Если это легко удалось сотрудникам Американского института поведенческих исследований и технологий, то что уж говорить о мастерах-айтишниках из крупнейшей компании, завоевавшей передовые позиции почти по всему миру.
К слову, в Соединённых Штатах Google обладает почти монополией на интернет-поиск: 83% американцев называют компанию самым используемым поисковым ресурсом. Отсюда и закономерныйвывод Эпштейна:
При этом довод об огромном количестве самых разных медиа, со всех точек зрения освещающих избирательную кампанию в США, не работает. По мнению исследователя, в случае с Google никакого соревнования нет: когда вы в конечном итоге захотите принять решение, откроете Google и начнете искать информацию о кандидатах или ходе президентской кампании, поисковик покажет то, что захочет. Эта информация, в свою очередь, очень легко сможет изменить ваше мнение в одну или другую сторону.
Именно по этой причине, несмотря на многочисленные скандалы, Роберт Эпштейн заранее отдает победу Клинтон:
Google как политический инструмент
Исследователи, по их словам, пытаются понять, как работает алгоритм Google и в чём причина того, что он отдает предпочтение одному кандидату вместо другого. Хотя в случае с Хиллари Клинтон глубоко и копать не надо.
К примеру, из очередной порции писем, опубликованных WikiLeaks, стало известно, что экс-председатель совета директоров Google Эрик Шмидт лично составил подробный план для предвыборной кампании кандидата в президенты США от Демократической партии, включив туда рекомендации выгодных для себя результатов голосования. Имеются и другие «порочные связи».
Так, Клинтон еще в 2015 году наняла техническим директором своего предвыборного штаба Стефани Ханнон из Google. Тогда же при участии Эрика Шмидта, бывшего в ту пору председателем совета директоров компании Alphabet, в состав которой входит и Google, была создана IT-компания Groundwork. Её целью открытым текстом было объявлено избрание бывшей первой леди президентом страны.
«Засветился» в этой компании и Джаред Коэн, в своё время трудившийся в Госдепе США вместе с экс-госсекретарем Клинтон, а затем перешедший на должность исполнительного директора компании Google Ideas.
Есть в том числе и финансовая составляющая. Скажем, на президентских выборах США в 2012 году Google и её топ-руководители пожертвовали кандидату Бараку Обаме более 800 тысяч долларов. А вот его сопернику Митту Ромни от «айтишников» перепало всего 37 тысяч «зелёных».
Конечно, сам поисковый ресурс от лояльности к одному из кандидатов в ущерб другому всячески открещивается. А позитивный образ госпожи Клинтон объясняет исключительно просьбами «трудящихся масс»:
«Некоторое время назад по просьбам пользователей в алгоритм автокомплита были внесены изменения, чтобы избежать оскорбительной лексики. Фильтр работает во всех случаях вне зависимости от человека, имя которого фигурирует в запросе».
Российский политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, ничего сенсационного в исследовании Эпштейна не увидел. По его мнению, поисковики и социальные сети давно стали важным инструментом политической манипуляции:
Мир, конечно, не очень совершенен. Но хотя бы законодательную базу, регулирующую деятельность поисковых ресурсов, совершенствовать можно и нужно. Чтобы президентские избирательные кампании в том числе не зависели от кучки людей, умело манипулирующих общественным сознанием.
http://politrussia.com/society/poiskovik-prevrashchaet-ameri...
Свежие комментарии