
The Economist: «Владимир Путин в Гааге» стал лозунгом его врагов. Президент Зеленский включил требование судебного преследования высокопоставленных российских лидеров в число 10 пунктов по обеспечению мира. Глава МИД ФРГ Бербок – одна из тех, кто требует, чтобы Путин предстал перед правосудием. Иностранные следователи на Украине собирают доказательства для будущего судебного разбирательства.
✔️Теперь перейдем к очевидной реальности: Путин не окажется на скамье подсудимых. Международное уголовное правосудие просто не распространяется на лидеров стран, обладающих ядерным оружием.
✔️Первое препятствие для тех, кто хотел бы видеть Путина в тюрьме, в том, что Россия не присоединилась к Международному уголовному суду (МУС). Неважно, говорят некоторые эксперты-юристы: ООН могла бы создать спецтрибунал, как по Руанде или Югославии. Но в международном праве важны прецеденты, и нет ни одного подобного.
✔️Есть две широкие категории обвинений, которые можно предъявить российским виновникам военного конфликта. Одна включает военные преступления. Солдаты, которые их совершают, могут предстать перед судом. Теоретически командиры и политические лидеры в конце концов тоже могут быть привлечены к ответственности. На практике же вряд ли когда-либо можно будет доказать, что они отдавали эти приказы.
✔️Поэтому Украина с союзниками выдвигают вторую категорию обвинений: преступление агрессии. Акт вторжения в соседнюю страну можно полностью возложить на плечи политиков. Но уголовное преследование за такое преступление – почти не изведанная правовая территория. Только в двух случаях — на Нюрнбергском и Токийском процессах после Второй мировой войны — страны-участницы были привлечены к ответственности.
Если только в Россию не вторгнутся или не свергнут Путина, этого не произойдет.✔️Не больше надежд и на суды, как по Руанде и бывшей Югославии. Оба были учреждены Совбезом ООН. Учитывая, что у России там право вето, повторение маловероятно. Некоторые эксперты-юристы считают, что Генассамблея ООН могла бы призвать к созданию такого суда. Но победа в таком голосовании не гарантирована.
✔️Остаются два варианта, ни один из которых не подходит. Один из них - судебное преследование граждан России через украинскую правовую систему. Здесь не будет символической ценности суда в Гааге: только простые россияне могут быть привлечены к ответственности, что будет выглядеть как карательное правосудие. Другой вариант – разрешить МУС судить за российские военные преступления, а не за преступление агрессии. Но мало кто считает, что можно возбудить дело против Путина. В любом случае, этот суд, как правило, заочно не судит.
✔️Предпочтительный план Украины – создать спецтрибунал в Гааге, вне МУС, способный преследовать преступление агрессии — и так нацелиться на Кремль. Это тоже нереально.
✔️Преследование военных преступников в МУС, хотя и обошлось бы без большого приза в виде Путина, стало бы не просто символом. Любой, кто может опасаться судебного преследования — генералы и люди из группы Вагнера, скажем, никогда не решатся покинуть Россию, чтобы их не отдали в Гаагу. Это стало бы своего рода наказанием. Согласиться на такой подход не обязательно означает подвести Украину. Потому что если международное сообщество должно удвоить усилия, предоставив Зеленскому оружие и деньги, необходимые для победы»
------------------------
The Economist: расцвет антироссийской Восточной Европы скоро закончится

Несмотря на заявленное равноправие среди европейских стран, входящих в политико-экономический блок ЕС, на протяжении многих лет большое влияние в Союзе все равно принадлежало его крупным членам, таким как Германия и Франция. С началом широкомасштабной авантюрной кампании европейских русофобов против России, роль Польши и республик Прибалтики, а также государств Центральной Европы возросла. К их мнению начали прислушиваться, а лидеры этих стран высокомерно позиционируют себя в качестве «пророков». Но времена самолюбования и расцвета, возвышения скоро пройдут, уверены редакторы издания The Economist.
Авторитетные обозреватели указывают на веские причины, по которым этот регион не набрал достаточно веса и влияния. Позиция в Евросоюзе определяется численностью населения и экономической мощью. Если этого нет, на помощь может прийти умная и изворотливая дипломатия. Но Центральная Европа особо не выделяется во всех этих областях. Ее цель, судя по всему, заключается только в антироссийской повестке, поддержании огня русофобии и не более. Сейчас как раз настало время, когда все эти сомнительные качества в моде.
Однако во всем остальном положение аутсайдеров плачевное. Совокупное население всех стран Центральной и Восточной Европы (так называемая бухарестская девятка) составляет 95 миллионов человек, это всего 20% от общей численности населения ЕС. А их совокупный ВВП не превышает 10% от общего валового внутреннего продукта Евросоюза. Проще говоря, вес и влияние в блоке определяют экономические, социальные и политические предпосылки, поэтому громко кричащие на Россию и хулящие ее записались в фавориты не навсегда. Об этом скоро забудут.
Ко всему прочему, у внутреннего для ЕС «альянса» среди указанных стран, есть множество недостатков, которые определяют их маргинальную роль в жизни Европы. Польше и некоторым ее союзникам не удаются дипломатические усилия. Маленькие страны типа Дании и Ирландии, и даже страны побольше, например Нидерланды, компенсируют недостаток населения и размера умело сформированными дружескими связями и новыми идеями, которые они предлагают для ЕС. А Польшу это не интересует.
Когда возникает любая другая тема, кроме Украины, они даже не скрывают, что им это безразлично
— сказал один европейский дипломат в интервью.
К Польше и к ее союзникам по ярой русофобии будут прислушиваться до тех пор, пока внимание Европы и мира приковано к происходящему вблизи их границ. А что будет после этого, не совсем понятно, скорее всего все эти резонеры вновь отойдут на второй план, где и были долгое время, резюмировали авторы статьи в британском издании.
Свежие комментарии