
Собстно, чем плохо штампование избыточных специалистов, места которым в обществе не предусмотрено в принципе? Ну, это в своё время называлось «волюнтаризм», ага. Ну чисто как с кукурузой:
— А давайте насажаем везде кукурузы! Главное — побольше! Ну и что, что не растёт она за Полярным кругом? Главное — побольше! Авось что-то и вырастет. Ну а нет, так и хрен с ней, не догнали — так хоть согрелись!
Знакомый дискурс, да? Хрень только в том, что люди — не кукуруза. Они и обидеться могут. А обидемшись — могут обидчика и — того. Ну, собственно, что эта армия бесполезных специалистов с СССР и сделала. А вы чего хотели, когда поспешали перегнать Запад в разы по количеству дворников с дипломами, при этом не обеспечив их местами для приложения сил? Пели песни про яблони на Марсе, а как дело дошло до трудоустройства размечтавшегося о ракетах и городах на Марсе, и убившего на подготовку и учёбу этому делу десятилетия — хреном по губам:
— Извини, старик! Нету у нас местов на ракетах! У нас ракеты — штучные. Их делает 3 КБ с несколькими сотнями вакансий, и все забиты на 50 лет вперёд. Полёты на Марс — откладываются до наступления коммунизма, то есть — никогда. Потому на тебе, космобиологу с дипломом, лопату! И иди околачивай груши в конторе «Мосгоргосзаготзерно — такой конторы нет давно!». Не кашляй, парень, дворником тоже живут, и неплохо, ага!
Ну все мы в школе это проходили — классическая драма лесковского масштабу. Типа, дикий помещик-самодур вырывает по пьяной лавке счастливого голопопого дворового мальчугана, и отсылает его по пьяной прихоти учиться на художественные искусства в Италию, например.
Мальчуган не хочет — тут мамка, папка, любимая куча навоза и изба кривая — нафига ж ему та Италия? Но помещик — самодур. Берёзовой кашей накормил, и, рыдающего, отправил, ага. Через 20 лет тот приехал взад. По-итальянски лучше чем по-русски балакает. Познал все науки, всю Венецию облазил, у всех мастеров отучился, хошь — рисует, хошь — маслом пишет, проектов архитектурных пачка, замыслов — громадьё, сейчас вот весь мир перевернёт и всю деревню родную в Капри преобразует. А его помещик вызывает:— Ну что, приехал? Выучился?
— Си, сеньор! Художественных наук, зодчества высокого диплом имею, благодарности вот от лучших заказчиков Неаполя, рекомендательное письмо Академии Изячных Искусств Флоренции! На латыни читаю и греческом, Данте и Лорка — весь комплект!
— Ну и хорошо — отвечает помещик — Только мне нынче зодчие не надобны. Я из Англии пригласил мастера. А вот нужники чистить некому. Так что складай мольберты свои, да отправляйся на барщину, холоп! А Данте, Алигьери — эту муйню тебе конюх быстро вылечит. Счас кликну — разложит тебя вдоль лавки, да выдерет хорошенько — вмиг вся дурь пройдёт!
Вот и весь разговор вышел. Поставили парня золотарём, женили на дворовой дуре Маланье, и пороли кажну субботу, ага. Шоб не умничал. Гражданин пожил-пожил, да умом с такой жизни заходиться начал. Психоз, шизофрения, алкоголизм. Без работы он деградировал, терял квалификацию, но считал по-пьяни, что великий художник. Конец известен: белая горячка, да порешил он в буйстве и помещика, и жену-дуру; деревню сжог, а сам повесился в беседке перед ошеломлённой публикой — конец сказочке.
Да, нам вот это в школе преподавали как «ужасы крепостнического прошлого», а сами устроили абсолютно конгениальное то же самое, но не для мальчика одинокого, а для миллионов, а потом вы удивляетесь — а чего это им всем не понравилось, и они все вот миллионными толпами пошли на вилы поднимать помещика-самодура Совецку Власть? Ведь облаготетельствовала — учиться послала, всем наукам и языкам обучила, а они чего-то обиделись, что вместо обещанных ракет — их в ЖЭК гумно чистить направили?
Граждане, вот товарищ Сталин — прекрасно эту опасность понимал, об чём волюнтаристов и предупреждал:
Необходимо прочно обеспечить не мифическую «рациональную организацию» производительных сил, а непрерывный рост всего общественного производства… Было бы неправильно думать, что можно добиться серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Нужно коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих (…) путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления (…) Только после выполнения всех этих предварительных условий, взятых вместе, можно будет надеяться, что труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение.
Перевожу на русский: «Ребята, сначала строим театр и выдаём всем штиблеты, в которых не стыдно в сей театр сходить, и только потом — начинаем трындеть широким массам про богатство мировой культуры, мир Гёте и Шиллера, тонкости балета и богатство мировой оперы с ядерной физикой.»
У нас же всё наоборот: дворникам напели про необходимость изучения балета, но ни театра, ни ботинок — не дали. Создали потребности, удовлетворить которые не могли в принципе. Как в анекдоте: «Вы выучитесь прыгать с вышки, а воду в бассейн мы потом нальём. Может быть». Причем на самом деле про налитие воды и речи не шло, ввиду ее отсутствия. А когда первые с разбитыми головами повыползали, так им: «Сами виноваты! Плохо учились прыгать в сухой бассейн, а воду всё равно — не нальём!». Какой-то изощрённый мазохизм, притом на пустом абсолютно месте.
Вот маменьку мою возьмём. Она попала в первый набор на только что открытый новыйфакультет МАТИ по ракетным двигателям. Новое направление, все бредят космосом, конкурс — колоссальный, лучшие из лучших. Многие с голозадого детства о ракетах мечтали, в кружки ходили, учились как проклятые, и чо? Сразу сообщу: маменька всю жизнь отработала конструктором в РМЦ ОГМ. Проще говоря — проектировала въездные ворота на завод, рекламные конструкции типа «Слава КПСС!» на крышу и прочее, достойное простого чертёжника из Задрищенского ПТУ. Потому что, как говорилось выше: «Извините, граждане, но ракет у нас на всю вашу шоблу — нет. Все места, вся сотня, занята на 50 лет вперёд! Идите-ка проектируйте лестницы для канализационных колодцев, а с ракетами — хрен вам!».
Ладно, маменька-то у меня — тётя. Не мечта всей жизни, в конце-концов. Семья, дети, борщ — заменят. Но ведь из сотен выпускников, которые мечтали — всем хреном по губам провели. Как того крепостного мальчишку. Зачем было затевать-то всё? Ну нет у вас задач для сотен инженеров-ракетчиков — не готовьте их. Не бередите детские души рассказами о недоступном. Не вешайте лапшу на уши. Если в стране 3 КБ ракетных, в которых нужен один гений и несколько десятков штучных специалистов, которых эти гении сами под себя и выпестуют, а миллионы инженеров-ракетчиков нахрен не нужны — ну вы так и скажите: «Дети! Идите учиться на инженеров ЖЭКа, других вакансий у нас нет и не будет!». Откройте кружок «Юный любитель комунхоза» в Доме Пионеров, вместо ракетного. Не надо песни петь про «У нас может любой!». Не может — потому что и не надо. Не надо развивать ненужные потребности, удовлетворять которые вы не собираетесь. Это честно. Вместо показухи: «У нас больше всего в мире инженеров-ракетчиков!» (которые почти все работают дворниками, притом — плохими, ибо учились они не на это, и работу свою они ненавидят, ибо обмануты).
Когда вместо ракет ТАЗы делать заставляют, то ТАЗы получатся ожидаемого качества. Особенно когда даже вознаграждение — вместо обещанных Мерседесов — 120 руб, заштатный городишко без театра, впрочем, и ботинок в него ходить тоже приличных нету — не по роже тебе. Ходи в сапогах резиновых. Штиблеты дадим после наступления коммунизма. Может быть.
Можно, конечно, поразиться неблагодарности мальчика: помещик-самодур ему мир открыл, дал возможность познакомиться с Данте, а он вон чо — благодетеля ножиком по горлу, гад неблагодарный! Но получается как-то натянуто, не находите? Вот и я нахожу. Потому расхлёбываем мы последствия того волюнтаризма. И он — продолжается. Опять телегу впереди лошади. Развитие производительных сил прежде производственного базиса. Прыжки перед тем, как налить воду в бассейн. И вы удивляетесь, с чего мальчик ножом по горлу барину? Я вот — ни разу. И полностью поддерживаю. Заслужил. Людей обманывать нельзя. Тем более под пляски «Мы строим самое справедливое общество!», да.
Свежие комментарии