”Давайте признаемся, что коренные жители Балтии — латыши, эстонцы, литовцы — к России в массе своей относятся плохо. И это понятно: у них есть для этого все причины.
Исторические прежде всего. Мы все помним, я надеюсь, тайный протокол Молотова — Риббентропа, мы все помним, как вошла сюда до начала Великой Отечественной войны Красная армия, мы все помним о насильственной коллективизации и то, что сотни тысяч этих людей были отправлены в Сибирь (я надеюсь, что мы это помним).
Помним, что было после войны. Да, освободили эти страны от фашизма, но в значительной степени это была тоже оккупация. Никто не спрашивал: вы хотите или не хотите быть частью Советского Союза?
Я приезжал в Латвию много раз. Помню 1968 год. У меня был трудный период в жизни, и я искал место, где смог бы как–то прийти в себя. Приехал в рыболовецкий совхоз ”Звейниекциемс”. Ходил, искал квартиру. Смотрю, мужик какой–то копошится в огороде, сухощавый, жилистый, седой. На вид лет 50. Я его спрашиваю: извините, вы не сдаете комнату? ”Русским — не сдаю”, — последовал ответ. Тогда я произнес: ”Шпрехен зи дойч?” Тут он согласился — с воодушевлением. Звали его Ольгерт Карлович. Он отсидел в Сибири девять лет. ”Обид никаких, — говорил он. — Я ваших перестрелял — будь здоров! Не жалуюсь…”
И конечно, когда произошло то, что произошло, — очень много все–таки русских в Латвии, гораздо больше, чем в Литве и Эстонии, — возникла агрессия с обеих сторон. Ну послушайте: вы живете в стране, которая называется Латвия, многие не говорят по–латышски. Почему? Я вообще этого не понимаю. Ну да, это была часть Советского Союза, ну и что? Это же все–таки не ваша страна — я имею в виду русских, это их страна. И надо обязательно постараться выучить язык!
В Латвии не может быть коренного русского населения, как не могут русские быть коренными в Америке, хоть они и родились там. Коренное — это коренное! Я высказываю свое мнение. Вы не согласны? Ну и на здоровье!”.
Это наговорил Познер в Латвии. При этом он сознательно подменяет понятия. Русские прекрасно говорят на латышском в Латвии. Они хотя лишь обучать детей в русских школах на русском языке. Кстати, первая русская школа на территории Латвии — Екатерининское уездное училище было открыто в Риге 7 февраля 1789 года. Школы с русским языком обучения существовали как при Первой республике, так и во времена авторитарного режима Карлиса Ульманиса; как и при фашистской оккупации, так и в Советское время.
И если уж говорить про коренное население Латвии, то очень много вопросов возникает. "латгалы принесли корень «лат» в современную Латвию и тем самым дали ей имя; но сами они получили это имя отнюдь не в Латвии, а еще там, откуда они пришли, – в верховьях Даугавы (Зап. Двины). Именно там, на территории современной Белоруссии и приграничных областей России жил тот народ, который, как можно предположить, исповедовал культ Латы и поэтому называл себя «latīši» (см. латвиеши); именно там пришедшие славяне впервые с ним встретились и приняли его самоназвание в качестве слова своего языка: «латыши»; именно там находилась их страна Латва.
Тот народ, «первые латыши», исчез еще в конце I тысячелетия н.э.: частично был истреблен на войне, частично был оттеснен в бесплодные места и вымер, частично был ассимилирован в русском (и особенно в белорусском) народе, а одна его часть в виде латгалов ушла на запад и в конце концов влилась в другой, в новый народ – «вторых латышей». Но «первые латыши» оставили заметный след в России и русском языке – в виде множества балтских («латышских») топонимов, и во множестве русских и белорусских прозвищ и фамилий типа Латышев, Лотыш и т.п., и даже отмеченного В. Далем слова «латышать» (происходящего, очевидно, от того, как «первые латыши» неправильно и с акцентом говорили по-русски).
Вновь образовавшийся у моря в низовьях Даугавы народ унаследовал (через латгалов) его имя и начал другую жизнь в современном мире.
Современные латыши как народ образовались путем слияния пяти прежних народностей – четырех балтских и одной финно-угорской."
В общем, если начинать копаться, кто там коренной, а кто нет, то можно и зарыться.
Свежие комментарии