
Донбасс. Специальная военная операция. Главная тема недели – военнопленные. В ДНР их скопилось три тысячи. Первые десять сдались в конце февраля. В начале апреля с поднятыми руками в Мариуполе вышел уже целый батальон. Посоветовавшись со своими офицерами, такое решение принял комбат морской пехоты Украины Николай Бирюков. Вот он сам выходит с территории завода имени Ильича.
- Уже было бессмысленно оставлять бойцов на линии фронта. Местное население было негативно настроено против Вооруженных сил Украины. Посмотрев на все это, было принято решение вывести личный состав, – сказал Николай Бирюков – военнопленный, командир 501-го батальона морской пехоты ВСУ.
- Ты сам лично принимал за свой батальон решение?
- Да. Дня два, наверное, думал. Потом товарищ говорит, что есть вероятность все-таки выйти более-менее нормально, без потерь.
- Не жалеешь, что вышел?
- На данный момент люди живы. Нет.
Вот так происходит сдача в плен. Наиболее интересным тогда мне показался офицер Виктор Мельник. Вышедшую с ним собаку потом забрали российские танкисты, а я вызвался подержать ее, пока всех обыскивали.
- Как вообще воспринимал это все?
- Поскорее бы это все закончилось. Я ждал реально каждую минуту этого, что мы все соберем, разойдемся и все будет хорошо. До последнего. Да я и сейчас не верю, что это все происходит, – сказал Мельник.
Замкомбата морской пехоты Украины Константин Бессмертный выводил каждую партию сдающихся.
- Я уже пообщался с представителями, скажем так, противника. И поэтому взял на себя сам такую ответственность – вывести как можно больше людей, чтобы как можно больше людей осталось в живых, – говорит Бессмертный.
- Что чувствует человек, который вдруг оказывается в плену?
- Низко как бы себя чувствуешь, что ты опустил руки. У меня лично было чувство спокойствия от того, что люди останутся живы, надежда, что все условия выполнены будут. Они как бы и так выполнены. Люди все здоровы. Никто их не обижал.
Через неделю, видимо, не догадываясь о тотальном наблюдении за ними со стороны ДНР с воздуха, оставшиеся в обороне украинские морпехи начали выстраивать километровую колонну для прорыва с завода Ильича.
"С 10-го на 11-е число они предприняли попытку через северное направление выйти на прорыв. Пошли на прорыв около 250 человек. 150 были уничтожены. До 40 единиц техники и около 100 человек взяты в плен", – заявил Алексей Дикий – министр внутренних дел ДНР.
Эти украинские морпехи решили пробить пять колец окружения и затеряться в развалинах города. Их захватили силой и привезли на пересылочный пункт. Вот как уничтожали их колонну. Все снято с воздуха. Вот как они разбегаются под огнем артиллерии и под ракетами авиации. Уничтожены были и те, которые успели выйти из города. Раненым оказали помощь.
Из опроса получается: никто из пленных не воевал, они все водители, повара.
Я уже за это время настолько привык к этому пейзажу, наполненному людьми с поднятыми руками, что мне кажется, это уже обычное дело. В этот раз тысяча украинских морских пехотинцев вышла, их принимали партиями, пересаживали в автобусы и увозили. Весь процесс занял двадцать часов.
"Уже готовились к смерти. Мы просто в бункере сидели все время. И авиация, и артиллерия – все летело в нас", – вспоминает один из пленных. Эти морпехи сдались, увидев репортаж "Вестей" в Интернете.
"Интернет у них есть. Видеоролики, которые идут по телевидению, в СМИ, в Telegram-каналах, они видят. Когда вышел ваш репортаж первый, то в ту же ночь в определенных группах в Telegram сразу начали обсуждение те, кто находились здесь. И фактически благодаря и этому в том числе происходят все переговорные процессы, проводятся мероприятия, благодаря которым они сдаются", – отметил Алексей Дикий.
Вместе с морпехами спецназовцы МГБ и МВД ДНР эвакуировали объединенный госпиталь морской пехоты Украины, триста раненых, девяносто из которых самостоятельно перемещаться уже не могли.
Всех пленных развозят по учреждениям Государственной службы исполнения наказаний Минюста ДНР, а потом в Россию – для создания наиболее комфортных условий содержания.
- Очень думаешь много обо всем. О родителях, о матери, о сестре, о бабушке. Литературу дают, – говорит военнопленный Виктор Мельник.
- Какую?
- Книги читать.
- Что читаешь?
- Сейчас читаю про летчика. Не помню, как называется, но очень интересная книга. Летчик был подбит, потерял две ноги и вернулся в строй.
- Ну, ты даешь! Это Маресьев. Это наша общая история.
Оказывается, еще недавно были у нас общие враги – фашисты, нацисты – и были общие советские герои.
Потенциальных кандидатов в пленные в Мариуполе становится всё меньше и меньше, и самое главное для них, если они решатся, – успеть сдаться.
Свежие комментарии